7 компаний, которые делают действительно стоящие вещи из переработанного пластика
Интенсивное производство изделий из пластика началось примерно с 50-х годов XX в. С тех самых пор было произведено более 9 млрд. тонн данного материала, половина из которого за последние 15 лет. Учитывая то, что большая часть изделий из пластика одноразового применения, 2/3 всего объема выпущенного пластика предсказуемого стала мусором. Один пластиковый пакет "живет" примерно 15 минут, пластиковая бутылка чуть больше. При всем при этом во всем мире продается около 1 млн бутылок ежеминутно, а компания Coca-Cola ежегодно выпускает 128 млрд таких бутылок. Причем период разложения пластика составляет от 450 лет, а это значит, что соседствовать с горами пластикового мусора нам и грядущим поколениям придется практически вечно.
Всего 9% пластиковых отходов перерабатывается, около 12% предают огню, а остальное в лучшем случае окажется на свалке. Каждый год мировой океан принимает в себя до 12,7 млн. тонн отходов из пластика. На необитаемом острове Хендерсон, который находится в южной части Тихого океана Между Новой Зеландией и Чили есть маленький необитаемый остров Хендерсон, так вот на нем находят пластиковые отходы из России, Азии, Шотландии и Южной Америки.
В 21 веке на этом фоне начала активно развиваться концепция "Zero Waste" (Ноль отходов), основной целью которой является увеличение объема переработки вторичного сырья и уменьшение количества отходов. За последнее время было даже создано небольшое количество собственных производств по переработке отходов из пластика, некоторые из них создают поистине удивительные и уникальные вещи, заслуживающие внимания и уважения.
Пластиковые дороги
Проекты "PlasticRoad" и "VolkerWessels", Нидерланды
Идея строить дороги из переработанного пластика принадлежит небольшой строительной компании "PlasticRoad" из Нидерландов. Не успели специалисты этой компании в 2015 году выпустить свои первые пробные изделия, как в них сразу же нашлось массу преимуществ перед обычным асфальтовым покрытием, которое дороже, токсичнее и сложнее в укладке. Пластиковые дороги оказались дешевле и проще, так как модули из переработанного материала имеют небольшой вес, хорошо крепятся друг к другу и имеют внушительный срок службы в несколько десятков лет. По окончанию срока службы их можно снова перерабатывать. Благодаря наличию полостей внутри, в них можно прокладывать трубы и коммуникации, а это значительно уменьшит затопляемость дорог.
Это действительно стоящее изобретение принадлежит сотрудникам компании KWS Анне Кудстаал и Симону Йорритсма. KWS - дочерняя компания одной из крупнейших подрядчиков строительных услуг в Европе "VolkerWessels". Первая пластиковая велосипедная дорожка была проложена в сентябре 2018 года в городе Зволле, Голландия. Ее длина составила 30 метров, внутри были модулей были проложены кабели.
Технология «Пластик + битум», Индия
А вот в Индии уже давно делают пластиковые дороги. Однако только десятая часть переработанного материала входит в состав нового покрытия, остальное приходится на битум. Технология производства такого покрытия была разработана профессором химии из Инженерного колледжа и очень проста: сначала отходы сортируют, далее расплавляют при 170 °C градусах, потом добавляют в битум и укладывают как асфальт.
Правительство Индии выделило $11 млн из бюджета на строительство таких дорог. С 2015 года все производители дорог обязаны использовать именно технологию при создании трасс. На конец октября 2017 года в стране насчитывалось уже более 100 000 км подобных трасс.
Городская инфраструктура
Завод «Уралтермопласт», Россия
Переработку использованного пластика эти ребята начали еще в начале 2000-х. В 2012 году был выпущен первый полимерный профиль, который внешне напоминает доски, выкрашенные в разные цвета. Только переработанный пластик не разрушается под воздействием воды, не теряет цвет на солнце, долговечнее, не оставляет заноз, стоит дешевле и устанавливается в два раза быстрее. К тому же его можно снова переработать по истечению срока эксплуатации или из-за выхода изделия из строя.
Полимерный профиль применяют для производства заборов и ограждений, легкой мебели для сада, дач, террас, скамеек для парков и детских городков. Для изготовления одной скамьи уходит примерно 80 кг пластикового мусора, а количество отходов в год исчисляется тоннами.
Строительные материалы
"Lightweight Tiles LTD", Великобритания
Эта британская компания изготавливает покрытие для кровли из переработанного пластика. Кровля получается легкой, обеспечивает звукопоглощение и теплоизоляцию, долговечной и устойчивой к УФ-лучам. Она не теряет первоначальный цвет и не поддается коррозии. Чтобы укрыть такой черепицей дом небольших размеров, потребуется около $2500.
"Trashpresso от Miniwiz", Китай
Завод "Trashpresso" в Китае представляет собой передвижное сооружение, работающее от солнечной энергии. На нем производится плитка для отделки стен и полов из переработанных пластиковых отходов. Идея создания такого рода завода принадлежит основателю компании "Miniwiz" Артуру Хуангу, который на сегодняшний момент построил целых два аппарата Trashpresso. Примечательно то, что спонсором одного из таких мобильных заводов был актёр Джеки Чан.
Первый мобильный завод начал свою полноценную работу по переработке отходов из пластика и выпуску изделий из них еще в далеком 2005 году. Сегодня они производят строительные модули, товары широкого потребления, лодки, предметы интерьера и многое другое. Компания насчитывает всего 40 человек специалистов своего дела, а годовая выручка составляет около $10 млн.
"Fireclay Tile", СШАЭлектронно-лучевые трубки, которые раньше использовались при создании мониторов и экранов компьютеров и телевизоров, относятся к сложно перерабатываемым отходам. Американская компания "Fireclay Tile" делает из этих трубок прочные и долговечные стеклянные плитки. Для производства таких декоративных плиток ЭЛТ помещают в формы с добавлением белого пигмента, что делает стекло светлее. Оно выдерживает запредельные температуры до 926 °C.
Ковры
"NetWorks", Филиппины
Общество зоологов Лондона разработало специальную программу "NetWorks" по сбору пластиковых рыболовных сетей на Филиппинах. Выловленные снасти перерабатывают и превращают их в великолепные ковры. Считается, что каждый год в океане теряется более 705 000 тонн рыболовных сетей. По данным исследования океанографа Лебретона половину веса Большого тихоокеанского мусорного пятна составляют именно снасти рыбаков.
Эта программа дала сотни рабочих мест людям и активно занимается очищением вод от пластикового мусора. Снасти со всего мира отправляются в Aquafil, словенскую компанию, которая перерабатывает сети и превращает их в нейлоновые нити. Нити из нейлона затем экспортируются в США для производства ковров.
Компания ООО "ПромДонПласт" рада сообщить, что уже в этом году присоединится к движению "ZERO WASTE", и начнет переработку и производство продукции из вторичного пластика.